РУС
ENG
DEU
FR
 
 
Поиск
Карта
сайта
 
 
 
 

Слово в день Святого Богоявления (1962)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный».

Это значит — Господь явился сегодня всей вселенной и освятил всякую плоть, всякое естество человеческое, в разуме поющих Ему, то есть разумно поющих Ему.

Как повествует нам святой евангелист, Господь наш Иисус Христос приходит на реку Иордан к Иоанну Крестителю и просит у него крещения. Он сходит в воду, небеса разверзаются, и сходит на Него Святой Дух в виде голубя, и слышится голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте» (Мф. 17, 3).

Иоанн Креститель удерживал крещаемого в воде до тех пор, пока тот исповедует свои грехи, но Господь Иисус Христос сразу вышел из воды и молился, ибо Он был безгрешен. Вначале Иоанн Креститель возбранял Господу и не хотел Его крестить, считая себя недостойным, говоря Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). Тогда Господь сказал ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), исполнить все пророчества — «Я пришел на землю, чтобы исполнить закон». А Иоанну Крестителю было сказано: «На Ком увидишь Духа Святого, Тот и есть Сын Божий». Иоанн и увидел Духа Божия и услышал голос Отца Небесного, свидетельствующего о Своем возлюбленном Сыне. Это для нас ясное свидетельство явления Святой Троицы. Свидетелем этого явления был не только Иоанн Креститель, но и ученики его и много народа, и среди них фарисеи и саддукеи, которых Господь впоследствии обличил, называя их порождением ехидны.

Господь сказал Иоанну Крестителю, что Он пришел на землю, чтобы исполнить пророчества о Нем и исполнить закон человеческий. Это для нас очень поучительно, возлюбленные братья и сестры. И мы, последователи Христовы, должны исполнить закон человеческий, то, что от нас требуют начальники, цари земные, мы должны исполнять честно и добросовестно, то есть мы должны быть кротки, смиренны, послушны. Единственное, чего мы не должны делать, если потребуют от нас цари земные,— это отрекаться от Господа; этого мы не должны исполнять, наоборот, мы, как воины Христовы, должны постоять за Бога, за свою веру православную до крови, не жалеть своей временной жизни, но твердо, без всякого страха и боязни, исповедать свою веру во Христа для славы Его святого имени и для своего спасения.

Господь наш Иисус Христос в Священном Писании много раз говорил о дереве плодоносном и неплодном, о виноградной лозе и плодах ее, о пшенице. Иоанн Креститель также говорил тем, кто приходил к нему креститься, «сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3, 8). Жизнь христианина можно сравнить с садом. Сад цветет и приносит плоды. Мы также ходим в церковь Божию, цветем, это прекрасно. Но плодов наших сейчас не видно; они будут видны во второе пришествие Господне, тогда будут видны наши плоды — христианские труды, кто как трудился: хорошо ли, плохо, или совсем не трудился, чтобы очистить свою душу от грехов, готовить ее к вечной жизни. Ведь и сад не всегда приносит плоды, бывает и пустоцвет, да и плоды бывают не одинаковыми — бывает, что одни яблоки хорошие, спелые, а другие изъедены червями. Будем молить Господа, чтобы Он избавил нас от червей мира сего, чтобы они не точили наше сердце, нашего внутреннего человека, как они точат сердцевину яблока.

Растительный и животный мир твердо и неуклонно совершает свой земной путь, свое развитие по закону Божию. Они совершают свой круговорот от зерна до зерна, от зародыша до зародыша. Растение раскрывает свою чашечку и опыляется, затем дает лепесток, растит ствол, ветви, листья, затем начинает цвести, отцветает и приносит плоды. Зерно, брошенное в землю, умирает и приносит плод. Бабочка откладывает яйца, развивается гусеница, а затем бабочка и так далее. Только человек, самое разумное существо, не хочет своими науками признать закона развития человека. Но богословские науки и Православная Церковь признают, что человек, как разумнейшее из всех тварей существо, также исполняет этот закон развития от зародыша до зародыша; он исполняет закон совершенного развития с помощью Святого Духа, ибо без Святого Духа человек есть плоть разлагающаяся, мертвец, годный на съедение червям. 

Надо приобретать Святого Духа, чтобы возвышаться над животным и растительным миром, чтобы быть человеком, а не разлагающейся плотью. Преподобный Серафим учил, что цель нашей жизни есть стяжание, то есть приобретение Святого Духа. Так и мы смиримся, раскроем свои чашечки, свои сердца, как растение раскрывает свою чашечку для принятия опыления,— для принятия Святого Духа, Которого Господь Иисус Христос особенно в этот праздник посылает на землю в изобилии, освящая все естество человеческое, все водные источники делая святыми. Приложим свои усилия, примем Духа разума и будем приносить плоды добрых дел. Будем молиться, особенно сегодня, чтобы Господь послал нам Свою благодать — обильный урожай всему роду человеческому. Аминь.

6/19 января 1962 г.