РУС
ENG
DEU
FR
 
 
Поиск
Карта
сайта
 
 
 
 

Слово в Неделю Торжества Православия

“Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже…”

Так мы молимся Господу нашему Иисусу Христу, прося Его милости. “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое” (Пс. 50, 1). Только по милости Божией мы спасаемся. Господь Иисус Христос Своим вочеловечением вступил в родство с родом человеческим, соделал нас Своими сынами, наследниками Его вечных благ. Но кто не признает Его Сыном Божиим, не поверит Ему, не полюбит Его, тот не получит Его милости. Господь Иисус Христос в память о Своем пребывании на земле оставил всем поколениям, в том числе и нам с вами, Свой Нерукотворенный Образ, который не был написан рукою человеческой, но написан всемогущей силой Божией.

Священное Предание нам свидетельствует, что в Иудею от Едесского князя Авгаря был послан живописец с письмом к Господу нашему Иисусу Христу, в котором князь приглашал Его прийти к себе в Едессу, обещая Ему спокойную тихую жизнь в его городе; но, в крайнем случае, если Он не сможет прийти, то князь повелевал живописцу нарисовать Его образ. Все старания живописца были напрасны — он не мог нарисовать образа Спасителя, так как Он все время менялся. Господь, видя его напрасные труды, подозвал его к себе, прочитал письмо князя и удостоил его письменным ответом. В Своем письме Господь называл князя блаженным, хвалил его веру, так как князь уверовал в Господа, не видя Его, а поэтому по своей вере он получит и полное исцеление от болезни, когда один из учеников Господа придет в его город проповедовать Евангелие. А Сам Он теперь не может прийти к нему, чтобы спокойно жить у него, потому что Он послан прежде всего к народу Иудейскому совершить дело, назначенное Богом Отцом. После написания письма Господь взял чистый убрус, то есть полотенце, потребовал воды, умылся и отер Свое лицо, и изображение лица Его осталось на полотенце. Это изображение Своего лица, а также письмо Господь послал с художником к болящему князю как утешение. Этот Нерукотворенный Образ долго хранился у первых христиан.

Как нам известно из Священного Писания и Священного Предания, евангелист Лука был живописец. Он написал икону Божией Матери и показал Ей. Она взяла икону в Свои руки, благословила и сказала: «Благодать Моя и милость Сына Моего да будет с сим образом вовеки». После евангелист Лука написал еще много икон Божией Матери. Четыре из этих древних икон, написанных евангелистом Лукой, были в России, но теперь осталась одна. Это Владимирская икона Божией Матери, которая находится сейчас в Москве в Третьяковской галерее. Написана она на доске стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Иосиф и Сама Пресвятая Богородица.

И вот уже скоро две тысячи лет от Рождества Христова знают христиане, сколько чудес, благодатных утешений, исцелений получили люди от святых икон, с верою притекавшие ко Господу, Божией Матери и святым угодникам.

Сегодня мы празднуем торжество Православия над еретическими смутами. Враг рода человеческого — диавол, увидев, как христиане объединяются и сплачиваются верою и любовию ко Господу Иисусу Христу, позавидовал этому, помрачил умы многих христиан, и в начале VIII века эти помраченные разумом люди, вычитав в Священном Писании «не сотвори себе кумира», стали к кумирам причислять и святые иконы. Возник раскол, который называется иконоборчеством, он продолжался сто лет. Иконы стали выбрасывать из святых храмов и частных домов. Началось гонение на почитателей святых образов. Много тогда пострадало людей, много пролилось христианской крови. Подвижники, жившие в пустынях, пещерах и не имевшие у себя икон, приходили в города и увещевали еретиков прекратить свое заблуждение. Только на Седьмом Вселенском Соборе, во время царствования царицы Феодоры, была осуждена ересь иконоборчества и восстановлено иконопочитание.

В первые три века было мало икон и не было иконостаса, то есть стены, отделяющей алтарь от всего храма. Тогда благочестивые люди приносили в храм иконы и ставили их на солее, то есть на возвышении, где находится священство. А богатые и знатные люди украшали иконы дорогими кивотами, золотыми ризами.

Из истории нам известно, что Василий Великий очень любил святые иконы, во время его жизни стали устраивать иконостасы. Еретики, обезумевшие в своем невежестве, разрушали эти иконостасы, снимали с них иконы и выбрасывали вон, топили их, жгли, а тех, которые шли в защиту икон, мучили ужасным образом.

Это было в древности, но в наше время тоже сильно распространена иконоборческая ересь в разных видах. Есть люди, которые стесняются своих соседей и не ставят икон в своих домах или квартирах. Другие боятся своих детей — младшие стали учить старших. Вот до какого времени мы дожили! Это в семейном быту, а в общественном еще хуже: разрушают храмы, оскверняют их, посредине храма разжигают костер и приносят жертвы идолам. Среди нас, ходящих в церковь, тоже есть еретики, неправильно почитающие иконы. Такие люди думают, что исцеляет и дает благодать не тот, кто изображен на святой иконе, а сама доска, краски. Они считают икону за талисман.

Часто приходится слышать, когда покупают свечи, говорят: поставь свечу такой-то иконе Богородицы или такому-то Спасителю. Икон Спасителя много, но Он один, находящийся на небесах в неизреченной славе, в такой славе, что изобразить ее на иконе мы не можем. Если бы Он явился во Своей славе, все бы мы умерли от страха. Божия Матерь как Царица Небесная также находится в неизреченной славе, царствуя с Сыном Своим. Мы также, как ни стараемся, никак не можем изобразить Ее во всей Ея славе. Она, кроткая и смиренная, не обижается на нас за то, что мы не можем изобразить Ее во всей Ея красоте и славе. Икон Ее много, но Она одна. Так что, ставя свечу пред иконой Спасителя или Богоматери, надо свои мысли и чувства возносить в горняя, на небеса, где Они находятся, и ожидать оттуда Их помощи. Они очень скоры на помощь, если мы с верою и любовию обращаемся к Ним. По нашей вере любая икона может быть чудотворной. Святые иконы — это образ, портрет Спасителя, Богоматери и святых угодников Божиих. Эти изображения напоминают нам о пребывании их на земле, об их святой жизни, учении, чудесах, о их вечном прославлении на небесах. Как дороги для нас портреты наших родителей — матери, отца, друзей, так точно должны быть для нас дороги изображения Спасителя, Царицы Небесной и святых, угодивших Господу своей правильной жизнью на земле и ходатайствующих перед Ним за нас по нашей вере.

К превеликому ужасу нужно сказать, что есть еще люди, которые гадают на иконах. Бог — везде. Ему молиться можно и без иконы. Но святые отцы нас учат, что пред иконой можно усерднее молиться, чем без иконы. В древности люди делали идолов или кумиров из дерева, камня и металла и в своем ослеплении поклонялись им, обожествляли их. Об этих кумирах, то есть ложных, несуществующих богах, или бесах, так как в их изображения вселялись бесы, и говорится в Священном Писании: «Не сотвори себе кумира» (Исх. 20, 4), но не об иконах.

Из Ветхого Завета нам известно, что Бог повелел Моисею сделать на ковчеге завета и в скинии изображения Херувимов из золота. Эти Херувимы напоминали евреям, что есть на небе живые Херувимы, стоящие у престола Господня и непрестанно славящие Его.

В наше время распространены сектанты, называющие себя христианами, но не почитающие святых икон и не чтущие Божией Матери. Это лютеране и многие другие секты. Некоторые сектанты называют Божию Матерь Христородицей, считая, что Она родила Христа, а потом стала обыкновенной женщиной. Этими заблуждениями омрачены люди, не вникшие в слова святого Евангелия и не просящие Божию Матерь объяснить их. Так, в одном месте святого Евангелия сказано, как одна женщина из народа возвысила свой голос и сказала: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). Эта представительница народа и для всех народов возвысила Божию Матерь, возвеличила Ее над всеми женщинами так, как никто не блажен на земле, как только один Бог и то чрево, из Которого Он родился, то есть Царица Небесная.

Как-то Иисус Христос сказал богатому юноше: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 17). Следовательно, Бог блажен и блаженно чрево, родившее Его, а это значит, что Сыну Божию и Его Матери подобает одинаковое почитание.

Также и в другом месте в святом Евангелии сказано: «И откуду Мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк. 1, 43),— воскликнула праведная Елисавета, когда к ней пришла Божия Матерь, так как в это время находившийся в ее утробе младенец Иоанн Креститель радостно взыгрался от присутствия Божией Матери и Самого Господа в Ее утробе, а Елисавета исполнилась Святого Духа.

И вот теперь, когда время течет очень быстро и подходит к концу, когда загорится небо и земля, Православная Церковь завершает свой круг, ставит последний штрих на земле. Углубимся своим вниманием в историю Православной Церкви, а история эта богатейшая, необычайнейшая. Начало ее — Сам Господь Иисус Христос, краеугольный камень; затем двенадцать драгоценных камней — апостолы; затем идут сонмы мучеников, исповедников; затем — преподобные, жившие в пустынях, умерщвлявшие свою плоть постом и молитвой и молившиеся за весь мир; затем — святители и другие сонмы святых; затем идем мы, чтобы пострадать за Христа,— это нам предстоит. В течение всей этой богатой церковной истории были промежутки гонений за веру и промежутки затишья. Предстоит и нам это гонение, но последние мученики будут выше первых, они будут очищены, как золото.

В наше скоропреходящее время постараемся обратить внимание на свое сердце, очистить его от всякой скверны. Православная Церковь дает нам для этого все возможности в святых Таинствах. В святом покаянии мы имеем возможность очистить свою совесть, а в Таинстве святого причащения мы самым теснейшим образом соединяемся со Христом, было бы лишь у нас свое желание, свое произволение и любовь.

Купола и кресты видимых церквей украшаются золотом, но Церковь Божия состоит из душ человеческих, из нас, людей, так как мы являемся ее членами. Каждый из нас в отдельности есть Церковь Божия, а потому постараемся свои души, этот внутренний храм, свое сердце украшать золотом, то есть добрыми делами любви и милосердия, так как вся жизнь принадлежит внутреннему человеку. Каждому из нас предстоит, как цыпленку, вырваться из своей скорлупы; скорлупа гниет, а живой цыпленок начинает расправлять свои крылышки и жить. Так и душа наша должна прорвать оболочку и вылететь из своей скорлупы — тела и полететь для вечной жизни на небо. Постараемся жить так, чтобы удостоиться такого высокого полета — в небо. Страшно, как бы мы, не очистившись покаянием от всех грехов, не остались бы на земле вечно гореть в пламени, ибо тяжесть грехов лишит нас высокого полета. Итак, да поможет нам Господь по великой Своей милости сделаться наследниками вечных благ. Аминь.

1961 г.