РУС
ENG
DEU
FR
 
 
Поиск
Карта
сайта
 
 
 
 

Слово в день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В непреложное доказательство Своего пребывания на земле Господь наш Иисус Христос оставил нам Свой Нерукотворенный Образ, а поэтому мы не принимаем никаких доказательств от неверующих людей. У нас есть свое доказательство, о котором свидетельствует история. Евсевий, епископ Палестинской Кесарии (живший в 270—338 гг.), знаменитый историк древней христианской Церкви, повествует: «Божественность Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, ради чудотворной Своей силы прославляемая всеми, привлекала к Нему надеждою исцеления от болезней и различных страданий бесчисленное множество даже чужестранцев, живших далеко от Иудеи. По этой причине и царь Авгарь, имевший столицею Едессу, страдавший тяжелой болезнью, неизлечимой человеческими средствами, как только услышал об имени и чудесах, творимых Иисусом, единогласно всеми свидетельствуемых, послал к Нему письмо, прося исцелить его от болезни.

Хотя Спаситель тогда и не пошел к призывавшему Его, однако же удостоил его Своим письмом, в котором обещал послать к нему одного из Своих учеников для исцеления от болезни и вместе с тем для спасения как его самого, так и всех близких к нему людей, и вскоре после того обещание было исполнено. «Представляю и письменное о том свидетельство,— говорит Евсевий,— взятое из архива города Едессы, который тогда был царственным городом». Выслушаем самые письма, извлеченные из архива и буквально переведенные с сирийского языка: «Авгарь, Едесский владелец, приветствует Иисуса, Благого Спасителя, явившегося в стране Иерусалимской. Я слышал о Тебе и Твоих исцелениях, что Ты совершаешь их без всяких лекарств и трав. Говорят, Ты слепым даешь зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь страждущих долговременною болезнию и воскрешаешь мертвых. Слыша это о Тебе, я положил в своем уме одно из двух: или что Ты — Бог и творишь это сошедши с небес, или что Ты — Сын Божий, если совершаешь такие дела. Итак, я счел нужным просить Тебя сим письмом: посети меня и исцели от болезни. Я же слышал, что иудеи ропщут на Тебя и хотят причинить Тебе зло. Город мой, хотя очень невелик, но почетен, и в нем для обоих нас будет довольно места». Так писал Авгарь, когда Божественный свет лишь немного озарил его (Евсевий, книга 1, глава 13).

Письмо Авгаря было послано к Спасителю с живописцем Ананией, который, вручив письмо, начал рассматривать лицо Спасителя. Но как Анания от множества народа не мог подойти к Нему близко, то встал на камень, немного возвышавшийся от земли; отсюда устремил он свой взор на Христа, держа в руке хартию, на которой хотел изобразить лицо Его. Но усилия его были напрасны от перемен Божественной неизобразимой и непостижимой славы и благодати лица Христова. Между тем Сердцеведец видел желание Анании, призвал его к Себе, потребовал воды, умылся, взял вчетверо сложенный плат, отерся им, и вдруг на этом платке-убрусе отразилось подобие лица Его, начертался Его Образ Нерукотворенный. Господь отдал плат Анании, сказав: «Иди и вручи это тому, кто послал тебя». Вместе с Образом Господь послал к Авгарю письмо, которое Евсевий передает нам в своей «Истории». Вот его содержание.

«Блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видя Меня, ибо писано обо Мне, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы не видевшие уверовали и были живы. Ты писал ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне надлежит здесь совершить все, для чего Я послан, и по совершении всего вознестись к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, пошлю к тебе одного из учеников Моих, который исцелит тебя от болезни и дарует жизнь и тебе и другим с тобою». Авгарь с благословением принял от Анании Нерукотворенный Образ Спасителя и с тех пор исцелился от главной своей болезни, которая оставила, впрочем, следы на его лице, но и от этого избавил его Фаддей, один из 70-ти апостолов, посланный в Едессу апостолом Фомою по Вознесении Христовом на небо.

Это происходило в 340-м году (по летоисчислению Едиссян, которое начинается со времени господства Селевкидов в Азии, то есть с первого года 117-ой Олимпиады, которая соответствует 30-му году по Рождестве Христовом). «Акты эти, буквально переведенные с сирийского языка, кажется мне,— говорит Евсевий,— помещаются здесь не без пользы для читателей» (Евсевий, книга 1, глава 13).

Авгарь оказывал глубокое благоговение к Образу, начертав на нем слова: «Христе Боже, всяк уповая на Тя не постыдится». Авгарь велел поставить Образ в Едессе над городскими воротами, на место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы входящие чрез эти врата воздавали поклонение Образу. Это повеление соблюдалось при нем и при сыне его. Но один из правнуков его, преданный идолопоклонству, хотел было снять Образ и опять на ворота поставить идола. Однако епископ Едесский, по непосредственному откровению Божию, пришел ночью к вратам, где стоял Образ, и употребил все, что могло служить к охранению Святыни; поставив перед ним зажженную лампаду, он закрыл его каменною доскою, заложил кирпичом и известью так, что место сделалось ровным с прочей поверхностью стены и неприметным. После этого много протекло времени, и забыто было, где сокрыт был Образ. Сохранилось лишь между верующими предание о городе Едессе, что он никогда не будет покорен врагами.

В 545 году, во время осады Едессы Хозроем Первым, царем Персидским, когда жители этого города приведены были в уныние, Едесскому епископу Евлавию в видении явилась Невеста в небесном величии. Показав место, где сокрыт Образ, Она повелела Евлавию взять его. По этому указанию Евлавий открыл икону, обрел ее неповрежденною во всех чертах, светильник не угасшим, а на доске перед светильником другое совершенно точное изображение первообраза. Святитель вместе с народом с чувством благоговейной радости совершил по городским стенам крестный ход, во время которого Нерукотворенный лик Христа Спасителя обращали на стан персидский, и все воинство Персидское обратилось в бегство.

Нерукотворенный Образ Спасителя долго хранился среди древних христиан, но где он сейчас находится — неизвестно. О последующей судьбе его имеются два предания. Церковь прославляет Нерукотворенный Образ Господа как свидетельство Его воплощения и иконопочитания.

Многие прихожане пишут мне письма, в которых очень возмущаются нападками неверующих людей на религию устно и письменно. Они просят совета, как реагировать на эти нападки неверующих людей. А я скажу вам, чтобы вы не возмущались и не скорбели, а наоборот, радовались, что Господь удостоил нас терпеть поношения за Его святое имя. Их бесчестия нельзя назвать ничем иным, как комариными укусами по сравнению с теми мучениями, какие терпели в древнее время люди за истинную веру, как, например, иудеи и древние христиане.

Когда иудейский народ был наказан Вавилонским пленом на семьдесят лет, город Иерусалим и храм были сожжены, тогда пророк спросил у Господа: «Господи, за что Ты на нас так сильно прогневался?» Тогда Господь ответил: «Дети Мои не слушают Своего Небесного Отца, уклонились в идолопоклонство и разные беззакония. Я хочу собрать их во двор овчий и стегаю их кнутом». Тогда пророк спросил еще: «Господи, а что Ты сделаешь потом с этим кнутом?» Господь сказал: «Когда соберу детей Своих во двор овчий, тогда кнут уже будет не нужен и Я его, исстеганный этот кнут, брошу в огонь».

Мы живем в самом свободном государстве мира, в котором составлена прекрасная конституция. В этой конституции есть замечательный пункт по отношению к религии: свобода совести. Церковь отделена от государства, чтобы мы не мешали друг другу. Человеку дана свобода, он может идти, куда хочет: в церковь или в театр, на танцплощадку и прочее. Православная Церковь за все время своего существования сделала очень много хорошего и полезного для народа, поэтому советское правительство это учитывает и дает Церкви существовать.

Но некоторые «князья» в верхах, и особенно по делам Церкви, вообразили, что это они составили конституцию, и позволяют себе нарушать ее, нападая на религию через печать, радио и другие средства. Эти люди есть маленькие кнутики, которыми Господь подстегивает нас для очищения от грехов наших. Это жалкие люди, которые не понимают, что делают, и их ожидает тяжелое наказание в будущем. Придет время, их заберут в ежовые рукавицы за нарушение конституции, как было в 1927—37-х годах, когда были наказаны многие из подобных людей, а многие из них сами себя убили или были убиты другими; это же может быть и с теми, которые и сейчас нападают на религию.

Знайте, братья и сестры, если нас Господь наказывает, стегает кнутом, если разрушились и осквернились храмы Божии и продолжают разрушаться и оскверняться, это значит, что мы тяжко согрешили. Господь сказал, что за грехи людей не пощадит и святыни, поэтому мы должны исправлять себя для вечной жизни покаянием, молитвой за своих врагов, чтобы они вразумились и спаслись. Господь наш Иисус Христос дает нам хороший образец отношения к врагам. Он — безгрешный, ни в чем не повинный, страдал на Кресте и молился Своему Отцу за Своих врагов. А мы, грешные люди, должны благодарить Господа за все, что Он нам посылает: и за хорошее, и за плохое. Это ради нашего спасения. Аминь.