РУС
ENG
DEU
FR
 
 
 
 

Вознесенский крестный ход


В 20-30-е годы и вплоть до 1949 года совершалось из Псково-Печерского монастыря много крестных ходов по окрестным приходам. Ходили с иконами в Печки, Залесье, Тайлово, Паниковичи, Зачернье, Вярска, Ряпино. Ходили в Нарву. Неверующих не было, на молебны стекались целыми деревнями.

Одним из самых памятных был крестный ход на третий день праздника Вознесения, когда из Печор шли по ближним приходам. Вознесенский крестный ход был большим и длительным. После ранней обедни, на носилки ставили главные иконы монастыря: Умиления, Одигитрии, Малого Успения, святителя Николая и Нерукотворенный образ Спасителя. По словам очевидцев, народ на крестный ход собирался тысячами, чуть не весь район. Более сотни было конных подвод. Многие приходили из Латвии и Эстонии.

Шествие, вместе с конными повозками, растягивалось на многие километры. На крестный ход назначались лучшие священники и послушники-певчие. Всю дорогу народ пел церковные песнопения и разные молитвы. Испрашивали помощи Божией и благословения на летний труд, освящали посевы на полях, просили у Бога доброго урожая. В деревнях, по которым проходили, прямо на улицах служили молебны. Некоторые иконы носили по домам, служа молебны по желанию хозяев. Во всех приходах совершались Божественные литургии, люди отдыхали, ночевали, а на следу­ющий день снова трогались в путь.

Вознесенский крестный ход возвращался в монастырь через девять дней, в Троицкую родительскую субботу. Все горожане и сельчане встречали крестный ход, возвращавшийся около полудня. Вот такое это было чудное торжество. Продолжалось это вплоть до сорок девятого года, а потом – все прекратилось.

В праздничные дни Вознесения Господня 2004 года вновь ожила память о былых торжествах. По пути крестного хода – в деревни Печки, Сенно, Локно, Старый Изборск и Малы братия монастыря во главе с Наместником архимандритом Тихоном привезли святые иконы Вознесения Господня, иконы Божией Матери “Умиление” и “Всецарица”, в храмах совершали молебны. Люди с радостью встречали святыни и благодарили Бога. В прошлом 2005 году и в этом году 1 июня, в Вознесенском крестном ходу участвовали не только братия, но и прихожане монастыря. С пением молитв направились по погостам Печорского района. Погосты* (* В современном русском языке это слово вышло из употребления, но сохранились однокоренные с ним слова: “гость”, “погостить”, “гостевой”) были учреждены еще святой равноапостольной княгиней Ольгой в качестве административного центра округи. Погостами в средневековой Руси назывались населенные места, которые являлись административными и религиозными центрами волостей или по-другому губ. С погостов собирались государственные подати, в приходской церкви вершился суд, собирались мировые судьи.

Хронологически история погостов охватывает с X века по XVII век. Многие из них сохранились по сей день. Позже в XVIII веке погостом стали именовать только церковь с домом причта и прилегающим к храму кладбищем. В Печорском районе сохранилось несколько таких погостов. Местами едем по старой псковской дороге, которая проходит по деревням, известным с XIII века.
Первоначально крестный ход прибывает в погост Печки. Местность, занимаемая приходом, славится древними могильниками и городищами. В каждой деревне был древний могильник, поэтому там во время крестных ходов были службы: в Умковичах, Логозовичах, Печках, Кудиной горе, Горушке, Кривске, Халахальне. О Кудиной Го­ре, кроме того, существует трагическое предание: когда-то здесь был женский монастырь, монахини которого чем-то прогневили Иоанна Грозного, и царь приказал уничтожить весь монастырь и его обитательниц. На горе стоит сейчас часовня в честь Спаса Нерукотворного Образа. Около нее три старинных каменных креста. Часовня известна иконой Спаса, к которой приходят местные жители, в основном мужчины, каются в своих грехах и дают слово на время Великого поста не пить и не сквернословить.


Погост Печки. Храм в честь св. вмч. Георгия Победоносца

Печки. Название погоста происходит от речки Печка. Первоначально – Петь (буквально “река”). По-видимому, первоначально и название погоста было Петьки.

Печки – древний псковский погост. Поселение существовало уже в IX-X веках. С северной стороны храма Псковское озеро, с остальных сторон поля. Когда возник приход и построена церковь в честь святого великомученика Георгия, неизвестно, но в 1483 году о ней упоминается как о давно существующей. Эта церковь была каменной постройкой псковского стиля. В 1871 году с юга к храму был пристроен придел в честь Преображения Господня. В 1899 г. был произведен капитальный ремонт храма. Однако возобновленный храм был мал для нужд столь большого прихода, и в 1905 г. храм был разобран и на его месте подрядчиком Гопом был воздвигнут новый двухпрестольный храм.
Главный престол освящен 22 декабря 1905 года. Преосвященным Арсением (Стадницким) епископом Псков­ским и Порхов­ским, правый придел освящен 31 мая 1911 года. Преосвященным Алексием (Молчановым) епископом Псковским и Порхов­ским. В 1934 году произведен капитальный ремонт храма, после которого он освящен 9 сентября 1934 года Преосвященным Николаем (Лейсманом), епископом Петсерийским, наместником Псково-Печерского монастыря в 1932-1940 годах.

Вокруг храма расположено кладбище. Здесь погребен игумен Корнилий (Виноградов, I1960 г.), до пострига отец Иоанн. Этот батюшка в Успение Божией Матери ходил пешком 30 км в Печоры. Тогда не было ни автобусов, ни попутных. По дороге служил литии на курганах и могильниках. После смерти матушки решил принять монашество. Служил в печковском храме 40 с лишним лет. Согласно клировой ведомости 1910 года, богослужения совершались в храме преимущественно в воскресенье, празд­ничные и высокоторжественные дни, а для исполнения треб прихожан и в обыкновенные дни. В 1905 году было учреждено приходское попечительство. В 1892 году открыта при храме церковно-приходская школа на средства прихожан, в ней обучалось 40 мальчиков и 11 девочек. К приходу относилось семь часовен. К 1911 году в приходе числилось 2208 прихожан.

Из Ильинского храма деревни Кор­лы, сожженного карателями во время Великой Отечественной войны, принесена в Печки чтимая икона Божией Матери “Всех скорбящих Радость”. Перед этой иконой, как сообщает клиро­вая ведомость Ильинского храма, в воскресенье читался акафист и по устному преданию подавалось исцеление больным и утешение скорбящим, притека­ющим к ней с верою. От храма остались на кладбище ее развалины и часть стены колокольни.

Псково-Печерские иконы были внесены в храм и там после Божественной литургии отслужен молебен. Возглавлявший крест­ный ход иеромонах Гавриил, обращаясь к прихожанам и участникам крестного хода, сказал: “Пусть все в Вашей жизни будет благополучно и по спасительной воле Божией. Божией помощи вам. Будьте здоровы, Богом хранимы”.

В восьми километрах от Печков находится погост Сенно. Поселение существовало здесь уже в XI-XII веках.

Храм стоит на возвышенном месте, вблизи нет ни рек, ни озер, ни гор, ни леса, поэтому виден со всех далей. О возникновении прихода и погоста точных данных нет, но в начале XIV века он уже существовал.


Погост Сенно. Храм в честь св. вмч. Георгия с приделом свт. Феодосия Черниговского

Каменная церковь в честь победоносца Георгия была построена в 1562 году и является типичным памятником псковской церковной архитектуры XVI века. Церковь четырехстолпная с тремя апсидами и одной главой над четырехскатной крышей. В конце XVIII века – начале XIX века церковь стала обрастать пристройками, закрывшими древний фасад. Так в 1900 г. старанием крестьян-прихожан и благотворителей устроен ввиду холода и тесноты Георгиевского храма придел в честь святителя Феодосия Черниговского. На постройку и устроение употреблено 11499 рублей 10 копеек. Как сообщают клировые ведомости, богослужения были в воскресенье, праздники, высокоторжественные дни, Великим постом. Особо почитаются иконы святых, в честь кого освящен храм: святого великомученика Георгия и святителя Феодосия Черниговского. В 1896 году открыто церковноприходское попечительство. Больниц, богаделен, церковно-при­ходских школ на по­госте не было. Зато было 10 часовен – в честь тех святых, кого праздновали селения. В 1901 году насчитывалось прихожан 3303 человек.

Рядом с храмом находится древняя звонница XVI века высотой более 21 метра. В ясную погоду с нее видна белая громада Троицкого собора в Пскове. В “Русском паломнике” (№ 46) так сказано о звоннице в Сенно: “…Крепко вросла звонница в землю. От нее веет каким-то упрямым, несокрушимым своеобразием. В ее грузности, в тяжелых очертаниях столько чего-то сильного и вместе с тем так много …красоты. Века молитв, …века глубокой веры были здесь. Как-то не хотелось уезжать отсюда”.

Кладбище древнее и расположено вокруг храма. Интересны кладбищенские ворота, относящиеся ко второй половине XVIII века и сложенные из местного плитняка в виде крыльев. Своей поэтичностью они привлекали многих русских художников.

Крестный ход движется далее - вдалеке уже видна Веретья гора и купола храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана в деревне Локно.


Погост Локно. Крестный ход вокруг храма свв. бессребреников Космы и Дамиана. 1 июня 2006 г.

Деревня Локно выросла на месте бывшего селища – древнего поселения славян. Храм в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана из красного кирпича виден издалека. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь, которая была построена в

1695 году. Но кем построена, по какому случаю, сколько употреблено капитала и из каких источников, неизвестно.

Из клировой ведомости за 1892 год узнаем, что “в 1849 году церковь была обшита тесом, в 1844 году устроен фундамент под нее, в 1854 году обнесена оградой, в 1864 году покрыта железом, в 1875 го­ду возобновлен иконостас, в 1877 году окрашена белилами снаружи, в 1881 году переменены потолки как в церкви, так и в притворе, сделаны новые двери и рамы оштукатурены, в 1882 устроен новый иконостас в притвор, в 1892 году крыша церкви окрашена медянкой.
Имелась в церкви икона Знамения Божией Матери древнего греческого письма, которая, как утверждали знатоки, писана была более 200 лет назад. Было тогда на приходе четыре часовни: одна каменная в деревне Петригино и три деревянные, но когда, по какому случаю, кем построены, также неизвестно. В 1892 году при церкви открыто приходское попечительство, возглавил которое настоятель храма священник Иоанн Щекин. При деревне Андроново, недалеко от храма, была построена на частные средства богадельня, в которой проживали 10 женщин. Содержались они добровольными подаяниями и сборами по приходу. Всего в приходе было 65 деревень, самая дальняя располагалась на расстоянии 11 верст от церкви.  Старая церковь сгорела в один из пожаров, и в 1909 году в Локно построили новую церковь теперь уже не из дерева, а из кирпича. К строительству новой церкви готовились очень долго. Одну только известь для возведения здания церкви гасили в течение почти двадцати лет в деревне Сергино. С началом строительства со всех дворов в округе собирали куриные яйца, с помощью которых готовили специальный раствор для кладки кирпича.

В 1887 году при церкви была открыта церковно-приходская школа, в 1892 году в ней обучалось 30 мальчиков. В 1914 году 40 мальчиков и 12 девочек. Здание было деревянное, в школе была всего одна классная комната, в которой проходили занятия сразу для учеников трех классов. Четырехместные парты в классе стояли в три ряда. Каждый ряд – один класс. Первым учителем церковно-приходской школы с 1887 года был дьякон Владимир Иванович Аполинский. Законоучителем был священник Иоанн Щекин. Из клировой ведомости 1914 года известно, что в церковно-приходской школе преподавалось пение, учителем пения был псаломщик Алексей Ильич Ильин, будущий священномученик. Занятия в школе начинались с утренней молитвы. Уроков было всего три: чтение, письмо, арифметика. Два раза в неделю учили Закон Божий.

Прихожан было много, только по переписи 1892 года их 3483 человека. На 1909 год в приходе насчитывалось 696 домов, 2400 мужчин и 2518 женщин. Богослужения в храме совершались торжественно во все воскресные и праздничные дни. Священником читались поучения в память дня или события, читались также акафисты. Во время посещения причтом прихожан со святыми Крестом и иконами совершались в домах и дворах молебны простые и с акафистами.

По указу Духовной консистории от 1880 года за № 685 в церкви с 26 на 27 октября ночевал Печерский Крестный ход по возвращении из города Острова, который принимался и проводился с местными иконами* (* Имеется в виду Крестный ход из Псково-Печерского монастыря во Псков, который совершался осенью, с 3-го по 29-е октября. Он установлен в 1812 году, по случаю нашествия французов на Россию, учрежден же был именным указом императора Александра I “в память избавления России от нашествия французов” в 1813 году. В 1880 году Псковская духовная консистория разрешила монастырю удлинить это крестохождение, возвращая иконы из Пскова кружным путем через Остров).

После 1917 года наступили “безбожные годы”, началась борьба против Церкви. Активисты-безбожники вместе с представителями уездного ГПУ врывались в храмы и изымали из них все, что представляло собой ценность – оклады икон, церковную утварь, старинные книги в ценных переплетах. Попутно осквернялись кладбища, на могилах сбивались кресты. Священникам угрожали, не разрешали служить, забивали двери в церковь. В 1935 году активисты закрыли церковь в Локно и устроили в ней склад. На полу под хорами лежал цемент. Вновь была открыта в период немецкой оккупации в 1941 году по инициативе “Псковской православной миссии”. Прихожане тогда немного подремонтировали церковь, а цемент так и лежал в храме.
1 февраля 1962 года храм был снят с регистрации и закрыт.

В 2004 году, 21 мая, в праздник Вознесения Господня братия Псково-Печерского монастыря во главе с Наместником архимандритом Тихоном с иконами проехали по пути следования Вознесенского крестного хода по псковским погостам. Посетили и храм святых Космы и Дамиана в д. Локно. За 40 лет бездействия храм утратил прежний облик: перед братией предстал скорбный облик запустевшего храма: осыпавшаяся штукатурка, потрескавшийся местами плиточный пол. Крыша храма прогнила, сгнили также все внутренние перекрытия. Тогда архимандрит Тихон обратился к Архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию с просьбой помочь восстановить храм и открыть для Богослужений. По ходатайству Владыки локновский храм возвращен верующим и восстанавливается с помощью Псково-Печерского монастыря. Служит в храме святых Космы и Дамиана насельник Псково-Печерского монастыря игумен Тимофей.

Первая Божественная литургия служилась в храме 23 августа 2004 года и служится с того же дня каждое воскресенье, а также в двунадесятые и великие праздники.


Никольский собор. Крестный ход на Вознесение Господне 9 июня 2005 г.

Село Старый Изборск, когда-то пригород Пскова, расположено в центре Печорского района. С 1920 года по 1944 год село входило в состав Эстонской Республики. эстонское название села Ирбоска, искаженное от русского. Происхождение же русского названия Изборск объясняют различно. Одни возводят его в избрании места крепости; другие от имени князя Избора. Последнее предположение подтверждается летописью: “Новгородскаго князя Гостомысла сын Славен отыде от отца своего в чудь и тамо постави град во имя свое над рекою… и нарече Славенск; в нем он княжил три лета и умре, сын его же Избор проименова имя ему Изборск и змием изъеден быв умре”.

Летопись первый раз упоминает об Изборске под 862 годом в легендарном сказании о призвании на Русь варяжских князей. Из них младший Трувор стал править в Изборске.

Возникнув на месте древнего славянского городища как укрепленное русское поселение, Изборск по мере развития ремесла и торговли становится пригородом Пскова, приобретает военное и административное значение.


Первоначально Изборск размещался на старом городище, появление которого относят к VII-VIII векам. Позднее это городище стали называть Труворовым. Уже в XII веке Изборск, по словам летописца, стал большим и славным городом.


К 1237-1240 годам почти все русские земли были завоеваны татаро-монголами. Лишь северо-западные земли избежали разорительного нашествия, но им грозила другая опасность – с запада. После взятия Юрьева (ныне Тарту) в 1224 году немцы свободно могли идти на Новгород и Псков. Только один Изборск стоял на пути неприятеля, в 1233 году немцы вместе с боярами-изменниками со стороны Пскова напали на город. Врагам удалось взять пограничную крепость. Изборск терпел нападения неприятеля в 1238 году, 1240 году, 1341 году, 1348 году. В 1352 году немцами были выжжены под Изборском все посады. В то же время был и сильный мор, так что в одну могилу полагали по 7 и 8 человек.


В 1303 году Изборск поставлен был на новом месте, на горе Жеравьей. Строителем новых крепостных укреплений был посадник Иван Шелога “со псковитянами и изборянами при княжении Александрове”. В XVII веке в Изборске было два монастыря: Рождественский девичий, и Николо-Городищенский, приписанный к Печорско­му, основанный на месте старого городища.
Все они упразднены в 1764 году. Монастырские церкви стали приходскими. В это же время в крепости существовал приходский Никольский храм. В 1755 году был построен приходский Сергиевский храм.

К концу XIX века в Изборске было два прихода: Никольский соборный и Богородице-Рождественский с при­писными церк­вями: Сергиевской и Никольской. Ныне приписные церкви закрыты.

 


Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы бывшего девичьего монастыря в Изборске. 1 июня 2006 г.

Никольский приход возник, по-видимому, вскоре после принятия на Руси христианства в 988 году. Первый деревянный храм был построен в крепости на городище. Собор был идейной первоосновой Изборска, его административным и политическим центром. Между собой и в деловых контактах изборяне именовали Никольский собор не иначе, как “Святым Николой” или “домом Святого отца Николы”. Упоминая о соборе, они всегда имели в виду свой родной город. Для них Никольский собор был неотъемлем от Изборска, а наименование “дом Святого Николы служило равноценной заменой наименованию Изборск. Каждый из них знал, что, если не было бы “дома Святого Николы”, то не было бы и Изборска, как не будь Изборска, не было бы и Никольского собора. За “дом Святого Николы” изборяне ходили в бой, и в “доме святого отца Николы” торжественно отпевали героев, смертью храбрых павших под стенами Изборска.

С переносом крепости на новое место был перенесен и собор и вновь построен из камня на средства прихожан. Впервые на новом месте он упоминается в 1341 году. В 1349 году в присутствии князя Юрия “попами псковского Троицкого собора” освящен в Никольском соборе “престол святого Спаса”, который находился “на полатех” (в маленьком помещении на уровне хоров). В описи собора начала XVII века церковь Спаса Преображения уже значится “в приделе”, то есть в пристройке к южной стене собора. При учреждении в 1589 году Псковской епархии храм стал соборным. Богослужения в Никольском соборе не прерывались со дня освящения до нашего времени.

Известна такая история: в конце XIX века одна женщина из Санкт-Петербурга держала путь в Псково-Печорскую обитель. Ее двенадцатилетний сын был расслаблен. В надежде на исцеление сына мать решилась молиться перед чудотворными иконами древнего монастыря. По дороге из Пскова в Печоры она устала и прилегла отдохнуть на обочине. Во сне она услышала голос, который спрашивал ее: «Почему мимо идешь Изборских храмов? Ведь здесь так много святынь. Молись перед Изборской чудотворной иконой». Женщина проснулась и увидела на горе в крепости купол храма. Спросила встречного, что это за место. Он ответил: «Это Изборск». И молилась прозревшая в Никольском соборе, просила помощи у святителя Николая. Затем посетила и Псково-Печерский монастырь. Через месяц вернулась домой – ее встречал исцелевший сын.
Земля Изборская интересна для паломников как своей историей, так и святынями. Особо чтима в Изборске Корсунская икона Божией Матери. В предании рассказывается, что в 1657 году 22 марта (4 апреля) немцы пожгли посад у стен Псково-Печерского монастыря. В Изборске боялись прихода врага. Некая вдовица Евдокия принесла в свою клеть пядничную икону Корсунской Божией Матери и всю ночь молилась со своей дочерью Фотиниею пред нею. Вдруг они увидели знамение от образа – из очей Божией Матери текли слезы. Вдова рассказала об этом клирику Симеону, и он принес икону в Никольский собор. Священный собор и воевода стали свидетелями сего чуда и видели потоки от обоих очей ее, а от левого ока слезный поток протек и встал на предвечном младенце Иисусе Христе. Посоветовались Священный Собор и воевода и написали в город Псков Преосвященному архиепископу Макарию. Он повелел перед этой иконою 40 дней молебны петь.


Часовня в честь Корсунской Изборской иконы Божией Матери. Фото 2006 г.
Тогда же молитвами Пресвятой Богородицы город Изборск избавлен был от нашествия. Позже по повелению архиепископа Макария принесена была эта чудо­творная икона в город Псков в соборную церковь Святой Троицы и пробыла в ней две седмицы, и украшена была окладом, и возвращена в Изборск в соборную церковь, чтобы изборяне воздали ей честь и невозбранное поклонение. Через 60 лет архиепископ Арсений повелел в городе Изборске во все года празд­новать Пресвятой Богородице 22 марта, петь молебны, освящать воду и далее крестным ходом обходить по стене города и освящать его на всякое лето, чтобы Изборская Корсунская икона Божией Матери покрыла своим омофором город Изборск, защитила его от всякого зла. Был составлен в память знамения, связанного с Корсунской иконой, акафист Божией Матери.


В начале 60-х годов XX века было издано распоряжение о закрытии церквей в Изборске. Никольский собор планировали превратить в музей. Веру­ющие Изборска послали в Москву Зинаиду Павловну Орехову, певчую Никольского собора (в соборном хоре она пела с семи лет до конца жизни) отстаивать свои храмы. Ей удалось встретиться с членом Президиума ЦК КПСС Михаилом Адреевичем Сусловым. Упала она перед ним на колени, передала мольбу изборян не закрывать церкви. Как ни странно, но просьба её возымела действие, было принято компромиссное решение: для верующих были оставлены Никольский собор и церковь Рождества Богородицы; церкви святителя Николая с Городища и преподобного Сергия Радонежского закрыты, впоследствии они были переданы музею-заповеднику «Изборск».

Далее наш путь лежит в погост Малы. Русское название погоста “Малы” и эстонское “Мыла”, искаженное от русского, происходят от некогда существовавшего здесь небольшего “малого” монастыря. К XI веку восходит история деревни Малы, располагающейся рядом с монастырем.

Основателем монастыря в XV веке был псковский житель преподобный Онуфрий, искавший здесь уединения и безмолвия.
Первое упоминание о монастыре мы находим в Псков­ских летописях в конце XV века: “В лето 7000 от сотворения мира и в 1492 от Рождества Христова преставился игумен малого монастыря игумен Онуфрий июня 12 дня”.


Однако со временем обитель приобретает определенную известность среди жителей окрестных сел и деревень. В начале XVI века здесь появляются одно за другим несколько каменных сооружений: собор Рождества Христова, звонница, трапезная церковь.

В 1581 году монастырь был разорен войсками короля Стефана Батория. Народное предание говорит, что перед за­хватом обители врагами монахи потопили в озере 12 колоколов, бочки с деньгами и всю утварь. Захватив обитель, враги обратили один из храмов в стойло, а почти всех насельников убили.

Долгое время монастырь находился в запустении, но скудные сведения о том, что он продолжал жить, все-таки в исторических документах найти можно. Надпись на одном из колоколов говорит: “Сей колокол отлит в лето 7183 (1675) в монастырь Онуфрия его возобновителем старцем Лаврентием и другими жертвователи”.

Под 1685 годом известно, что Мальский монастырь силами своих вотчинных крестьян и бобылей покрыл четыре сажени городовой стены Пскова.


Вид на Мальский Христо-Рождественский монастырь. Фото 2006 г.

Монастырь издревле был приписан к Архиерейскому дому и содержался из государственной казны. По описи от 5 января 1764 года Рождественский монастырь имел игуменский дом, три житницы, сенной амбар, сторожку у ворот; также коровий двор с тремя коровниками, молочную, за монастырем, на берегу озера, был монастыркий сад и огород. Количество монахов в монастыре никогда не превышало 15 человек, хотя в клировых ведомостях 1910-1911 годов указывается и иная цифра – 70 человек.

В 1764 году при архиепископе Псковском и Риж­ском Иннокентии окончательно упразднен, а при Христо-Рождествен­ском храме открыт приход, состоявший из сету и русских. В 1902 году с южной стороны храма пристроен теплый придел в честь преподобного Онуфрия Маль­ского. Инициаторами сего были священник Василий Черепнин, дьякон Александр Скоропостижный, староста Иван Димитриевич Тоом и мальский старец Матфей Блаженный.

После образования самостоятельного Эстонского государства в среде местного сетуского населения возник вопрос: почему для них нет богослужений на родном языке? Местное русское духовенство не желало совершать богослужения на эстонском языке. Идя навстречу пожеланиям сетуского населения, Эстонским правительством в 1935 г. была проведена церковная реформа в Петсерийском крае, когда все смешанные приходы были разделены на два по национальному признаку. Так возникли и два Мальских прихода: Эстонский Христо-Рождественский, получивший главный храм, и Русский Свято-Онуфриевский, получивший теплый Онуфриев­ский храм. Разделение приходов было произведено, согласно указу синода Эстонской Апостольской церкви от 22 мая 1935 года. На суммы Эстонского правительства был построен большой каменный причтовый дом, сохранившийся доныне. Его строительство велось с 1 мая по 9 октября 1938 года.

В эстонский период русские и эстонцы ходили в разные храмы: эстонцы – в храм Рождества Христова, русские – в храм преподобного Онуфрия Мальского. Но по рассказам местных жителей, разделения не было; ощущали себя единой православной семьей. На Пасху заранее договаривались, чтобы вместе выходить из храмов и идти вокруг единым крестным ходом. Сету были в ярких национальных одеждах. Храм никогда не закрывался. Прихожан было много, потому что в семьях рождалось по 5-6, а то и по 9 детей. Каждую неделю крестили, отпевали, венчали иногда сразу по три пары.

На крестный ход стекалась вся округа: пешие, конные, старики, дети, молодые. Все, кто мог двигаться, выходили навстречу Царице Небесной. К этому дню в садах выкашивали траву, чтобы там могли разместиться и отдохнуть участники крестного хода. А проводить крестный ход, насколько сил хватало, спешил каждый: хоть до конца деревни, хоть два-три километра. Немощные ехали в повозках за крестным ходом. Радость переполняла серд­ца. Всю дорогу пели то “Царице моя Преблагая”, то “К кому возопию, Владычице”. А “Богородице Дево, радуйся” было как связующее звено между песнопениями. Эту песнь знали все.

Великую радость несли крестные ходы. Сейчас в деревнях мало осталось людей, мало ходит их в храм, забыты традиции. Но и сейчас крестный ход несет великую радость, чувство единения всех нас пред Господом, Божией Матерью и святыми угодниками.

В 2000 году развалины монастыря переданы Псково-Печерскому монастырю для реставрации и возобновления здесь монаше­ской жизни. В Свято-Онуфриевском приделе храма Рождества Христова, который никогда не закрывался со времени своего основания, отслужили молебен Божией Матери и преподобному Онуфрию Мальскому. Под спудом одного из храмов до поры покоятся мощи преподобного Онуфрия. На деревенском кладбище вперемешку похоронены русские и сету, а у самого храма покоится прах блаженного Матфея – праведника, который 40 лет пролежал, не вставая, без движения, терпел физическую боль и, превозмогая ее, молился.

Помимо репутации праведника за свою угодную Господу жизнь, добрые дела и за наставления приходившим к нему, “как надо жить по-Божьему”, он пользовался авторитетом среди простого народа в обыденных, житейских делах и слыл в некотором роде юрисконсультом, которому народ более верил, чем своим чиновникам. По вопросу ли раздела наследства, податей, распределения имущества между отдельными членами семьи,— народ шел к нему, и что Матвеюшка скажет, то так и делалось. Его решения были однозначны, авторитетны и не нуждались в подкреплении какими-либо актами или судебными постановлениями. Его слово, решение было свято и твердо. Несмотря на свою безграмотность, Матвей был чрезвычайно сведущим в делах веры и ее догматах, так что к нему очень многие присылали лиц, впа­вших в раскол, и он с успехом наставлял их в основах православия и доказывал ложность их кривоучений. Женское же население приписывало его молитвам особую силу вымаливать у Господа Бога детей для бездетных, и в доказательство приводились факты с точным указанием времени, места действия и фамилии действующих лиц, причем рассказчиками являлись не только крестьяне, но и вполне интеллигентные лица. По словам жены мальского священника, она лично была знакома с несколькими семьями, у которых долгое время не было детей, и которые впоследствии, по исполнении их заветных желаний, жертвовали через Матвея Болящего крупные суммы на богоугодные дела и на постройку нового придела к древнему храму погоста Малов,— придела, возведенного по инициативе и стараниями мальского праведника.

На могилах блаженного Матфея и покоящегося рядом с ним родственника Святейшего Патриарха Тихона протоиерея Михаила Беллавина, бывшего настоятелем Христо-Рождественского храма в Малах в 1949-1985 годах, отслужили литию, попили воды из святого родника, на котором стоит древний храм в честь Рождества Христова, и в заключение крестного хода посетили с Псково-Печерскими иконами матушку протоиерея Михаила Беллавина, которая несказанно рада была святым иконам из родной обители, ибо выросла рядом с монастырем и в юношеские годы, пока жила в Печорах, старалась как можно чаще бывать за монастырской службой. Матушка пожелала всем доброго здоровья и благополучия.


Крестный ход – это всегда радостный духовный труд, объединяющий людей в молитве, освящающий вся, дарующий благодатные силы и укрепляющий все.

Составлено по: В Псково-Печерском монастыре. М., 2001; Клировые ведомости церквей разных лет. Изборск и его округа. Изборск, 2006. Мельников С.Е. О чем говорят географические названия. Л., 1984. Псково-Печерский патерик. С-Пбг, 2002. Псковские епархиальные ведомости (1894; 1906-1909). Диакон Г. Малков. “Тебе кланятися Солнцу Правды”. Изд. Пск.-Печ. мон., 2006. Свящ. Вл. Беренс. Описание церквей и приходов Псковской епархии и др., а также воспоминаниям местных жителей.

Псково-Печерский листок 695.